Исследование лицевого паралича
Пластическая хирургия. Исследование лицевого паралича. На базе клинических исследований, основанных на 2000 паротидэктомиях, D. С. Backer и J. Conley (1979) обнаружили, что каждый лицевой нерв имел свою структуру и особенный характер анатомического ветвления. Основной ствол затем разделяется на две части в толще околоушной железы. Однако могут быть не только бифуркации, но и трифуркации, а также добавочные щечные стволы, напоминающие квадрифуркацию. По мере того, как разветвления лицевого нерва выходят кпереди от железы, они становятся более поверхностными, но большинство ветвей и связей между ними возникают именно в толще железы.
[[MORE]]
Исследование лицевого паралича. Височно-лицевое ответвление нерва имеет многочисленные связи с его собственными ветвями и с другими нервами лица. Оно содержит от 5 до 7 ветвей, которые разделяются: 1 – для области лба, 2 – для области орбиты, 3 уходят в скуловую область и 2 – в щечную область. Скуловая ветвь является наиболее крупной и особенно важной, в то время как лобная ветвь имеет наименьшее количество связей и является конечной ветвью в 85 – 90% случаев. Клинические данные сопоставимы с анатомическими исследованиями и демонстрируют, что связи между основными подразделениями нерва являются достаточно частыми и наблюдаются у 70 – 90% пациентов. Именно благодаря многочисленным перекрестам скуловой и щечной ветвей лицевого нерва повреждения в дистальных отделах щеки (медиальнее наружного кантуса) не приводят к заметным функциональным утратам.
Шейно-лицевой отдел нерва обычно имеет от 3 до 5 ветвей: рото-щечные – 3, нижнечелюстные – 2 и 1 шейная. Все ветви имеют примерно один и тот же размер, а также взаимные связи. Краевая ветвь нижней челюсти наиболее подвержена повреждениям при подтяжках лица. Она имеет связи с остальными ветвями только в 10 – 15% случаев. Ее нервные ветви кпереди от околоушной слюнной железы лежат сразу под поверхностной фасцией, в то время как нижнечелюстная и шейные ветви всегда или почти всегда лежат глубже подкожной мышцы шеи. Теоретически, до тех пор, пока диссекция производится поверхностнее этих анатомических опознавательных точек, нервные ветви нельзя повредить во время подъема кожного лоскута или удаления избытков подкожного жира. В то же время степень выраженности подкожной мышцы шеи представляется различной, а у некоторых пожилых людей она может быть настолько истонченной и атрофичной, что ее даже трудно идентифицировать.
Критические зоны возможного повреждения ветвей лицевого нерва: лобной (до 2 см выше хвоста брови) и краевой ветви нижней челюсти (2 см ниже угла рта): 1 – темпоро-париетальная фасция, 2 – лобная (височная) ветвь лицевого нерва, 3 – лицевая ветвь поверхностной височной артерии, 4 – лицевая артерия и вена, 5 – мышца, опускающая угол рта, 6 – краевая ветвь нижней челюсти, 7 – жевательная мышца, 8 – лицевая артерия и вена, 9 – подкожная мышца шеи
Другой особенностью анатомии является то, что ветви лицевого нерва расположены достаточно поверхностно на своем пути и практически всегда входят в те мышцы, которые они иннервируют, с глубокой, то есть с внутренней поверхности по их наружным краям. Исключение составляют только три мышцы более глубокой локализации, в них нервы проникают с поверхностной стороны. Это мышца, поднимающая угол рта, щечная и подбородочная мышцы.